В Абу-Даби обсудили будущее нефтегазового сектора
Вопрос адаптации нефтяной отрасли к меняющейся картине мира стал ключевой темой обсуждения на нефтяной выставке и конференции ADIPEC-2017 в Абу-Даби.
Несмотря на позитивный настрой (рост глобальной экономики, успех соглашения ОПЕК+ и вызванное им увеличение нефтяных цен), дискуссии развернулись вокруг удовлетворения растущей потребности в энергии развивающихся стран, технологической трансформации и развития возобновляемой энергетики.
Главное достижение ОПЕК последних лет — соглашение картеля с другими странами-производителями о сокращении добычи нефти выступивший на форуме генсек ОПЕК Мохаммед Сануси Баркиндо оценил как беспрецедентное и историческое: «Это был ответ на худший спад нефтяных цен в истории отрасли. На фоне падения цен на 80% необходимо было принимать экстренные меры».
Успешность дальнейшего развития отрасли, по его словам, будет зависеть от продолжения и углубления этого сотрудничества. Главной задачей господин Баркиндо видит обеспечение плавного и умеренного роста нефтяных цен.
В понедельник ОПЕК повысила прогноз мирового спроса на нефть в 2017 году на 74 тыс. баррелей в сутки (б/с), в 2018 году — на 130 б/с. Такой рост, впрочем, вовсе не означает симметричного увеличения цен — 14 ноября Международное энергетическое агентство снизило свой прогноз по росту нефтяных цен к 2025 году на 18% — до $83 за баррель.
По мнению британского политика и экономиста Джима О’Нила (автора термина БРИК), увеличение цен на нефть будет поддерживать самый сильный за последнее десятилетие глобальный рост — восемь из десяти крупнейших экономик (за исключением Индии и Великобритании) растут ускоренными темпами. Главный драйвер этого, полагает господин О’Нил,— потребительский бум в Китае, который в ближайшие годы будет только нарастать.
По прогнозу государственного министра ОАЭ и главы государственной нефтяной компании ADNOC Султана Ахмеда аль-Джабера, к 2040 году глобальный энергетический спрос вырастет на 25%. Развитие энергетической отрасли, по его мнению, будет определяться тремя кардинальными сдвигами: смещением глобального спроса на энергию с Запада на Восток и с севера на юг (к 2040 году на страны, не входящие в ОЭСР, будет приходиться 70%спроса), повышением роли возобновляемых источников энергии и внедрением технологических инноваций. Эти изменения побуждают нефтегазовые компании к большей гибкости и изобретательности, отметил он.
Итоги кризиса и новые бизнес-модели в Абу-Даби обсуждали в дискуссиях с участием глав крупнейших нефтяных компаний.
«Сейчас придется внимательно следить за тем, как мы растем, потому что нам необходимо решать вопрос углеродных выбросов, одновременно пытаясь удовлетворить растущие мировые потребности в энергии»,— заявил глава BP Боб Дадли.
По его словам, рост сектора возобновляемой энергии будет оказывать давление на нефтяные цены, поэтому отрасли необходима трансформация — в первую очередь речь должна идти о повышении эффективности за счет новых технологий, диверсификации инвестиций и углублении сотрудничества между производителями. Возрастающую роль в энергобалансе будет играть природный газ. В этом его поддержал зампред правления Газпрома Александр Медведев — он ожидает, что в перспективе доля газа может превысить 50%, передает «Коммерсант».
По мнению главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, задачей нефтяных и газовых компаний будет их превращение в энергетические, то есть оказывающие полный спектр услуг. Будущее нефтяной промышленности будет зависеть от правильного подбора и внедрения технологических решений, полагает он, причем обеспечить эту возможность должно госрегулирование. Успеху сланцевой революции в США способствовали уникальное законодательство и стимулирование инвестиций на государственном уровне, пояснил Алекперов. Для России, по его мнению, позитивный эффект должно обеспечить введение налога на добавленный доход, чего давно добиваются представители нефтяной отрасли.
источник: angi.ru