Что несет с собой цифровизация на морском транспорте?
Попробуем сделать прогноз: что ждет в будущем рынок транспортных услуг. На эту футуристическую тему свои прогнозы сделал профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов.
– Александр Львович, как в будущем новые технологии могут поменять правила игры? Например, на морском транспорте.
– Весьма кардинально. Например, морские суда на некоторых направлениях могут стать ненужными. Например, им на замену могут появиться автономные плавающие контейнеры (дроны).
Это превратит перевозки в еще более модульную индустрию, чем сейчас представляют собой нынешние контейнерные транспортировки. И мешает этому по сути только отсутствие на данный момент эффективных малотоннажных движителей.
– Еще одна интересная идея – гиперлуп: что он может привнести на контейнерный рынок?
– Суперпетля Илона Маска может быть приспособлена, скажем, для создания контейнеропровода. Кое-где это способно потеснить морские перевозки. Правда, их полное вытеснение представляется маловероятным.
В чем сила и слабость агрегаторов
– Сейчас ведущую роль при морских перевозках играют агрегаторы. Или агенты, не осуществляющий перевозку грузов на собственном судне, а выступающий в роли консолидатора сервиса. Им соответствует термин NVOCC, что означает: Non-Vessel Operating Common Carriers. Что с ними будет завтра?
– В цифровом мире NVOCC, которые сегодня обрабатывают более половины глобальных грузов, могут встретиться и с другими проблемами.
Ведь они создают добавочную стоимость за счет объединения сухопутных логистических функций – ведут переговоры с контейнерными линиями, берутся за услуги со сложным таможенным оформлением. При этом предлагают сквозные ставки, что делает цены прозрачнее, а сервисы – доступнее.
В контексте цифрового переворота представляется весьма маловероятным, что в 2067 году таможня будет требовать какие-либо печати на документы Обмен документами станет электронным.
Обмен информацией в реальном времени по глобально согласованным стандартам ускорит грузопоток, но снизит стоимость, добавляемую посредниками.
Экспедитор – лишнее звено?
– Такие перемены влекут за собой новые риски для института форвардеров. Что с ними будет?
– Уже сейчас при некоторых видах перевозок экспедиторские услуги становятся не нужны. Например, при Интернет-торговле.
«Амазон» организует свой грузовой сервис Prime Air наряду с приобретением китайской лицензии океанского грузового экспедитора. Обсуждается покупка инфраструктурных объектов, подобных аэропорту Франкфурт-Хан.
«Алибаба» в партнерстве с COSCO создала логистическую платформу для малых и средних предприятий.
Uber и Tencent (владелец WeChat), расширяют логистические и транспортные услуги.
Суда-кашалоты и маленькие дроны
– И что дальше?
– В будущем появятся суда вместимостью до 50 000 TEU. Такие размеры потребуют изменений в технологии обработки контейнеров. Возможно, появятся модульные дроноподобные контейнеры, с помощью которых будут обслуживать в 5 раз больший объем торговли, чем сейчас.
В таком случае грузовое экспедирование как самостоятельный бизнес практически исчезнет, поскольку цифровое общение устранит потребность в посредниках для организации логистических услуг клиентам, связанным в цепи добавления стоимости.
Но для этого транспортные сети должны стать полностью автономными: от загрузки, размещения, перевозки до разгрузки на автономные поезда и грузовики – возможно с дронами для доставки на последней миле. Запросы клиентов должны стать диверсифицированными: некоторые клиенты будут ожидать от перевозчика полной интеграции в их логистические цепи поставок.
Некоторые клиенты будут ожидать от перевозчика полной интеграции в их логистические цепи поставок, готовые платить за это, но другие – по-прежнему требовать морской перевозки по самой низкой цене. Оба класса клиентов будут настаивать на прозрачности и надежности транспортых сервисов как нормы, а не как исключения.
Беседовал Андрей Лазарев
источник: rzd-partner.ru