FT: Россия формирует теневой флот нефтяных танкеров

Как считает британское издание, расширение флота танкеров необходимо России, чтобы перенаправить поставки нефти в страны, которые находятся от России дальше, чем Европа, и путь каждого рейса увеличится. На следующей неделе ожидается заседание ОПЕК+, на котором будет обсуждаться согласование странами ЕС предельной цены на российскую нефть

Россия формирует «теневой флот» танкеров, чтобы продавать нефть новым покупателям в условиях нефтяных санкций стран Запада. Об этом сообщает Financial Times. Большее количество танкеров, чем обычно, нужно потому, что увеличится путь каждого рейса. Ведь вместо Европы они будут идти, например, в Индию и Китай.

Запрет ЕС на морские перевозки российской нефти вступает в силу 5 декабря. И уже установлен потолок цен в размере 60 долларов за баррель. Если нефть будет дорожать, то меры ЕС и G7 отсекут Москву от значительной части мирового танкерного флота, поскольку страховщикам, в том числе таким крупным, как Lloyd’s of London, будет запрещено страховать суда с российской нефтью независимо от их назначения, если она не продается по ограниченной цене. Однако пока нефтяные котировки находятся под потолком и соответствуют интересам российского бюджета.

Комментирует заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

— Поскольку потолок цен сейчас установлен на уровне либо даже существенно ниже средней цены продажи Urals, по разным оценкам, то российские компании, очевидно, продолжат в ближайшие недели и даже месяцы европейским фрахтом массово пользоваться, то есть они получают, по сути, отсрочку, чтобы решить текущую проблему перенаправления поставок из Европы 700 тысяч баррелей в сутки, которые выпадают из-за эмбарго, вводимого с 5 декабря. Плюс еще к этому добавится порядка 150 тысяч баррелей после того, как Германия и Польша прекратят импорт российской нефти по «Дружбе», это произойдет с января. Сейчас нет угрозы того, что возникнет острый дефицит танкеров из-за отказа европейских компаний работать с Россией. Эта проблема будет отложена до весны, по всей видимости, поэтому у компаний еще есть время для того, чтобы найти танкеры на рынке. Это непростая задача, хотя теневой рынок танкеров достаточно большой, но это, как правило, очень устаревшие суда, многие из них нужно просто списывать, то есть они требуют ремонта, по крайней мере достаточно дорогого обслуживания. Встает вопрос, насколько эти суда, которые сейчас закупаются, можно оперативно использовать. То есть, если представить, что российские компании полностью прекращают работать с европейским фрахтом — Грецией, Кипром, Мальтой, — дефицит в любом случае будет.

— Чем Россия отвечает на потолок?

— Нигде в контрактах с контрагентами, будь то страховые компании или фрахт, не прописывается то, что контрагенты как-то политически ангажированы и придерживаются потолка цены, что с ними нельзя работать. Компании тоже нигде не фиксируют то, что они работают и будут работать с учетом потолка цены. Если рыночная цена продажи российской нефти будет укладываться в потолок цены, то нигде ничего зафиксировано не будет и ничего не изменится.

Минфин России 1 декабря сообщил, что средняя цена на нефть российской марки Urals в ноябре составила около 66,5 доллара за баррель — на 16,5% меньше, чем было в ноябре 2021 года. Спотовая цена накануне на этот сорт выросла почти на 4,5%, почти до 69,5 доллара за баррель.

По данным ценового агентства Argus, которые цитировало Bloomberg, в конце ноября в преддверии западных санкций стоимость Urals с отгрузкой из Новороссийска и Приморска рухнула до минимального с конца 2020 года значения около 52 долларов за баррель.

Первоначальное предложение G7 — предельная цена в 65-70 долларов за баррель без механизма корректировки. Однако в итоге сошлись на прайс-кэп в размере 60 долларов за баррель, и предельная цена будет пересматриваться в середине января и потом — каждые два месяца, чтобы оценить, как работает схема, и реагировать на возможные «турбулентности» на нефтяном рынке, которые возникнут.

Закупая танкеры, Россия готовится к ухудшению ситуациисчитает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

— Часть этих танкеров раньше возили иранскую нефть, теперь будут возить российскую, полностью это отследить не получится и прекратить эти перевозки тоже, очевидно, что если санкции не уничтожили нефтяную индустрию Ирана, то российскую тем более не уничтожат. И вот такие меры, как скупка теневого танкерного флота, могут нам помочь. Альтернатива какая еще — перевозчики из дружественных юрисдикций, и поскольку прайс-кэп оставлен на цене выше, чем текущие котировки российской нефти, значит, перевозчики из Европы по-прежнему смогут российскую нефть возить, то есть дружественные юрисдикции, собственный российский флот, отчасти функционирующий в теневом режиме, плюс европейские перевозчики, работающие по прайс-кэп. На несколько месяцев этого хватит, а дальше уже по обстоятельствам. Сколько всего будет потеряно, думаю, где-то 0,7 млн баррелей — 7,5 млн баррелей Россия экспортировала нефти и нефтепродуктов, если теряется 0,7 млн, считайте, что это десятая часть экспорта. В целом я думаю, что это в разумных пределах, которые российская нефтяная индустрия переживет. Если танкер где-нибудь американцы арестуют, то старый танкер не так страшно потерять. Западные агентства писали, что до 200 где-то танкеров будет скуплено разной емкости, полностью этого не хватит, но, поскольку у нас прайс-кэп установлен на уровне 60, российская нефть стоит 50 с небольшим, значит, получится вполне продолжать возить с помощью европейцев. Я не исключаю, что сейчас появятся индийские, китайские, ближневосточные судоходные компании.

— Какая очерчивается позиция России?

— Российское правительство, когда говорило, что не будет поставлять нефть в страны, которые введут прайс-кэп, имело в виду страны за пределами «Большой семерки» и ЕС, которые официально сказали, что не будут покупать нефть, если она будет стоить выше, чем предельная цена. Но таких стран, которые об этом публично заявят, очень мало, их может и вообще не быть, условно говоря, какая-нибудь Южная Корея, может, вообще никто не скажет такое. Тут другой смысл прайс-кэп, что российское правительство не будет запрещать российским компаниям сотрудничать с российскими перевозчиками в текущих условиях. Потому что если российская компания Х заключает с индийской компанией Y соглашение о продаже нефти, контракт на 52 доллара, эти 52 доллара ниже, чем европейский прайс-кэп, тогда российское правительство не будет мешать российской компании воспользоваться услугами какого-нибудь перевозчика, чтобы этот европейский перевозчик перевез нефть в Индию.

Россия неоднократно заявляла, что не будет ничего экспортировать, включая нефть, если стоимость продукции будет как-то искусственно ограничиваться. А поставки в этом случае переориентируют на партнеров, которые потолок цен не поддержат, либо же добыча нефти будет снижена. За день до вступления в силу нефтяных санкций ЕС ОПЕК+ проведет заседание. Пока речи об изменении уровня добычи нефти не идет.

FT: Россия формирует теневой флот нефтяных танкеров (bfm.ru)

Добавить комментарий