Транскаспийский газопровод: за и против
Туркменистан заявил о намерении построить Транскаспийский газопровод, который позволит осуществлять поставки их газа в Европу через Азербайджан
ТБИЛИСИ, 4 ноя — Sputnik. Рост спроса на газ в мире и, в частности, в Европе расшевелил и старые нереализованные проекты по поставкам углеводородов, в том числе Транскаспийский газопровод, призванный экспортировать туркменский газ на мировой рынок.
Вице-премьер Туркменистана заявил на конференции ADIPEC в Абу-Даби о том, что страна надеется построить Транскаспийский газопровод через Азербайджан в Европу говорится в материале Sputnik Азербайджан.
Через Каспий в ЕС – долго и дорого?
Подводный маршрут поставки туркменского газа в ЕС предусматривает транспортировку голубого топлива по Транскаспийскому газопроводу из Туркменистана через Азербайджан в Турцию и далее в страны-члены Европейского Союза. Таким образом, данный газопровод также считается частью расширения Южного газового коридора.
Мощность Транскаспийского газопровода составляет 30 млрд кубометров – планируется, что данный маршрут сможет осуществлять поставку в Европу от 10 до 30 млрд кубометров туркменского газа в год.
Приблизительная стоимость проекта около $5 млрд, предусматриваемая длина газопровода через Каспий – 300 километров.
Проект Транскаспийского газопровода стал наиболее актуален после подписания в прошлом году меморандума о намерениях между Азербайджаном и Туркменистаном по месторождению «Достлуг», который долгие годы был предметом спора двух стран. Месторождение в центре Каспийского моря, которое разделено между Азербайджаном и Туркменистаном по системе 30% на 70%, согласно первичным оценкам обладает около 60 миллионами тонн нефти и 100 миллиардами кубометров газа.
К месторождению «Достлуг» активный интерес проявляет и российский энергетический гигант «Лукойл», который выразил желание стать оператором проекта.
После того, как Баку и Ашхабад пришли к взаимопониманию по «Достлуг», реализация проекта Транскаспийского газопровода стала интересна как производителям газа на Каспии, так и потребителями в Евросоюзе.
Кроме того, вопрос о статусе Каспия, который был главным препятствием на пути строительства газопровода, также был решен в 2018 году, когда пять прикаспийских стран подписали «Конвенция о правовом статусе Каспия». Согласно этому документу, вопросы строительства газопровода могут быть определены лишь странами, по территориям которых проведен газопровод при условии, что он соответствует стандартам защиты окружающей среды.
Турецкий хаб – дополнительный импульс для газопровода
Еще одной импульсом для строительства Транскаспийского газопровода стало обсуждение проекта создания газового хаба в Турции, откуда будут поставляться российские и не только углеводороды на европейский рынок.
По мнению экспертов, создание такого хаба принесет выгоду как поставщикам, так и покупателям «голубого топлива».
Сегодня идет активное обсуждение вопроса создания хаба на уровне министерств между Россией и Турцией. Однако в том, что покупатель в Европе найдется с легкостью, не сомневаются ни в Анкаре, ни в Москве – президент РФ Владимир Путин считает, что нет никаких сомнений, что контракты на покупку газа через турецкий хаб будут заключены, и в Европе найдется немало желающих.
В данном контексте заявление Туркменистана о богатой ресурсной базе может рассматриваться как заявка на поставки газа в Европу. Так, по словам вице-премьера страны Шахыма Абдрахманова, потенциальные ресурсы Туркменистана составляют 71,2 млрд тонн нефтяного эквивалента, из которых 53 млрд тонн – на суше, 18,2 млрд тонн – на море, открыто более 190 месторождений нефти и газа.
«Подводные камни» для Транскаспийского газопровода
По мнению аналитика Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игоря Юшкова, сказать точно что-то по поводу ресурсной базы Туркменистана сложно, так как страна довольно закрытая и получить точную информацию невозможно.
Кроме того, любые заявления о строительстве Транскаспийского газопровода утыкаются в несколькие проблемы, считает Юшков.
«Во-первых, хватит ли газа в Туркменистане для того, чтобы что-то существенное поставить в Европу хотя бы на несколько десяткой миллиардов кубометров. Транскаспийский газопровод получится довольно протяженным. Соответственно себестоимость прокачки будет довольно большим. И если строится протяженный газопровод, то экономически эффективнее строить его с большой мощностью. То есть строить газопровод на 5 или 10 млрд кубометров из Туркменистана в Европу не имеет особого смысла», – рассказал Юшков Sputnik Азербайджан.
Соответственно, считает эксперт, Туркменистану необходимо добывать 15-20 или даже 30 млрд кубометров в год дополнительно, чтобы экспортировать эти объемы в Европу.
«Возможно ли это в современных условиях для Туркменистана сказать сложно, потому что есть информация о том, что и существующие газопроводы из Туркменистана в Китай недозагружены. По какой причине непонятно – то ли Китай не берет полностью весь газ, либо Туркменистан не может добыть или поставить обговоренные объемы. Этого мы знать не можем. Поэтому определенные проблемы с ресурсной базой в Туркменистане могут наблюдаться», – рассказал эксперт.
Готов ли Туркменистан вложиться в проект?
По мнению Юшкова, вторая проблема, с которой может столкнуться Транскаспийский газопровод – это готовность Туркменистан вложиться в реализацию этих проектов. Так, общая проблема всех поставщиков, с кем сейчас европейцы пытаются договориться о дополнительных объемах поставки будь то Азербайджан, Катар или страны северной Африки, заключается в том, что экспортеры требуют гарантий и долгосрочных контрактов.
«Для увеличения поставок газа из любой страны в ЕС необходимо разработать новую ресурсную базу и построить новые мощности по транспортировке газа, на это уйдут миллиарды долларов и тогда нужны гарантии возврата инвестиций, которые будут вложены. А европейцы таких гарантий давать не хотят», – рассказал Юшков.
Так, по словам эксперта, в ЕС заявляют о проектах по энергопереходу, и планах по сокращению потребления газа, поэтому долгосрочные контракты на 10-15 лет подписывать не готовы.
Соответственно с Туркменистаном такая же ситуация – стране нужно будет потратить десятки миллиардов долларов на разработку дополнительной ресурсной базы, строительство инфраструктуры, но не факт, что в ЕС будут подписывать долгосрочные договоры на эти объемы.
Согласятся ли соседи по Каспию
В то же время, считает собеседник Sputnik Азербайджан, еще одна нерешенная проблема – это вопрос на каком основании построить Транкаспийский газопровод.
«Да, документ по статусу Каспия подписан, но там прописано, что, если строится какой-то объект, который может нанести потенциально урон экологическому равновесию на Каспии, тогда его должны одобрить все Прикаспийские страны», – сказал Юшков, добавив, что вряд ли некоторые страны Каспийского моря, в том числе, Иран одобрят подобную инициативу.
Что касается месторождения «Достлуг» и интереса к нему со стороны российской компании «Лукойл», то, мнению эксперта, тут тоже возникает вопрос о том, достаточно ли запасов у этого месторождения, для того, чтобы можно было поставлять в ЕС значимые объемы газа.