Морское хранение излишков нефтепродуктов оказало серьезное давление на ставки фрахта
Эпидемия COVID-19 за весенний период оказала мощнейшее влияние практически на все существующие отрасли. Часть сфер, например, связанных с интернет-торговлей, пережила небывалый подъем. Однако большинство направлений столкнулось с большим количеством трудностей. Не стала исключением и отрасль нефтедобычи и нефтепереработки.
«Количество накоплений значительно выросло после того, как не удалось договориться о сделке с ОПЕК, и после того, как разразилась эпидемия коронавируса. В частности, в апреле и мае были существенно увеличены запасы, хранимые на воде», – проинформировал эксперт в ходе онлайн-конференции «Argus Глобальный рынок нефтепродуктов 2020».
Сложившаяся ситуация привела игроков нефтяного рынка к опасениям по поводу необходимости фрахта судов. И опасения оказались обоснованными: текущие ставки за эту услугу оказались куда выше, чем до пандемии. Так, по данным Bloomberg, стоимость фрахта супертанкеров от Ближнего Востока до Китая в начале марта взлетела на 700% за неделю и составляла более $243,3 тыс. в сутки. И хотя в последнее время ставки фрахта несколько снизились, накопление материала на воде продолжается.
«Рынок пытается как-то с этим справиться, снижая объемы нефтепереработки, варьируя структуру материального баланса. Но тенденция пока та же самая. Если проанализировать взаимодействие между ставками фрахта и текущей ситуацией по динамике и рентабельности НПЗ, мы видим, что по-прежнему нефтяной рынок отражает довольно сильное давление на рынки фрахта, где наблюдается обратная ситуация», – убежден Ф. Кун.
Именно совокупность этих причин и стала фактором, повлиявшим на такой скачок в ставках фрахта. Отдельно эксперты отмечают, что ценник как на транспортировку, так и на морское хранение нефтепродуктов стал дополнительным шоком для всех НПЗ мира в период эпидемии.
При этом не стоит забывать и о региональных отличиях – существенную роль играют, к примеру, конкретика поставок и экспорта. Кроме того, многие страны находят индивидуальные решения, которые позволяют им справляться с переизбытком продукта. В частности, Россия, как и все остальные государства, столкнулась с накоплением нефтематериалов, в том числе отечественные предприятия использовали и плавучие хранилища. Однако при этом компании применяли и нестандартный подход к решению проблемы избыточного объема продукта. Так, были задействованы мощности хранения на северо-западе Европы и в балтийских странах. Кроме того, неожиданную изобретательность проявили производители российского дизеля: топливо, по словам исполнительного директора Vortexa, складируется в Швеции внутри природных пустот в горной породе – кавернах. Естественные ниши стали эффективным дополнением к плавучим складам в вопросах хранения невостребованного ресурса.
По данным агентства SeaNews за неделю с 13 по 19 июля, снизились спотовые ставки на контейнерный фрахт на европейском и средиземноморском трейдах. Американское направление показало несущественный рост в сравнении с предыдущей неделей.
В частности, ставки контейнерного фрахта от Шанхая до Гамбурга и Гавра упали на 1,4%. Ценник на транспортировку до средиземноморских портов стал меньше на 1,2%. Доставить груз до западной береговой линии США на прошедшей неделе оказалось на 0,4% дороже, до восточной – на 1,1%.
Также агентство сообщает о повышении ставок фрахта по маршруту Китай – Персидский залив. Контейнерная морская перевозка здесь выросла на 5,8%. Австралия и Новая Зеландия подешевели на 0,7%. Фрахт в Южную Америку похудел на 7,6% за неделю.
Азиатское направление демонстрирует устойчивость – ставки на перевозку груза из Китая в порты Южной Кореи и Японии остались на прежнем уровне. На 2% в сравнении с предыдущей неделей опустились ставки на Сингапур.